Пережить и… отпустить

Ведущий специалист психологической службы ГУ МЧС по Смоленской области Евгений Ходыко - о том, какая работа ведется с родственниками погибших в результате чрезвычайных ситуаций, а также со спасателями и пожарными, ставшими невольными свидетелями человеческих трагедий.

Сообщения о пожарах, несчастных случаях и катастрофах появляются в ленте новостей едва ли не ежедневно. К сожалению, зачастую эти происшествия сопровождаются человеческими жертвами. Пережить горе тем, кто остался в живых, – сложно, принять потерю – практически невозможно. В этих случаях поддержку оставшимся в живых оказывают профессиональные психологи МЧС России, способные разделить боль с теми, кому это необходимо, и оказать им экстренную психологическую помощь.
- Евгений, как вы и ваши коллеги готовитесь к работе с родственниками погибших?
- Любая ситуация индивидуальна, и заранее подготовиться к ней невозможно. Поэтому психологу МЧС России необходимо действовать здесь и сейчас, исходя из сложившихся обстоятельств. Кто-то из родных сам обращается с запросом, а к кому-то психолог подходит первым… Ведь реакция людей на потерю бывает разной. Это или яркие эмоциональные проявления (плач, истерики), или, наоборот, апатия, как бы отстранение от всего и всех, чтобы пережить горе в одиночку. Причем первый вариант гораздо предпочтительнее для восстановления после утраты – за выплескиванием эмоций всегда следует эмоциональная разрядка. Если же человек «носит» переживания в себе, нервная система работает в максимальном напряжении, и это чревато последствиями. Известно, что мозг использует до 60 процентов всех ресурсов организма, поэтому в таких случаях происходит перерасход этих ресурсов и истощение – психологическое и физическое.

- Наверняка родственники мучают себя вопросом, зачем он (или она) туда пошел или поехал, или сделал (сделала) то, что привело к трагедии.

- Это стандартная защитная реакция каждого человека – искать виновных, докапываться до причины трагедии и думать о том, что было бы, если бы… Психологи работают над тем, чтобы переключить и направить человека с глобальных проблем на решение задач здесь и сейчас, на их постепенное решение, чтобы шаг за шагом человек подходил к осознанию и принятию потери.
- Главное – это слушать?

- В большинстве случаев – да, достаточно выслушать, и где необходимо, вопросом направить разговор на другую тему, тем самым помочь человеку сгладить состояние, в котором он находится, максимально его убрать. У каждого из близкого окружения погибшего свое горе и свои переживания: кому-то этот человек был очень близок, кто-то с ним менее взаимодействовал… Психолог прорабатывает состояние утраты, делая акценты на принятие и осознание случившегося, направляет мысли родных и близких на лучшее будущее, на поддержку других членов семьи. Человек постепенно сживается с потерей, и длительность этого периода индивидуальна. Некоторые быстрее привыкают к этому ощущению, у других же - более длительный путь. Жизнь продолжается. На смену пережитому приходят новые эмоции, человек начинает бывать в различных местах, проживать другие ситуации, таким образом формируя новые воспоминания, и чем больше будет таких ощущений, тем процесс восстановления пройдет быстрее.

- Вы, соприкасаясь с чужим горем, не можете остаться в стороне от него, но как тогда избежать погружения в эти эмоции, чтобы они не мешали работать?

- Зачастую после работы на происшествиях с большим количеством погибших психологам дается возможность чуть больше отдохнуть – ведь восстановление физическое влечет за собой восстановление и психологическое. Если психологу необходима помощь и заметна эмоциональная и физическая усталость, мы разбираем с коллегами после случившегося те или иные моменты, проговариваем их.
Одно из направлений деятельности психолога – работа с самим собой, мы не воспринимаем ситуацию так, как она видна для родных. Мы должны сохранять определенную степень хладнокровия, безусловно, мы сочувствуем людям, потерявшим близких, но мы подходим к ситуации с другой стороны - находимся как бы над ней, но не в ней. Это позволяет видеть те моменты, на которые нужно направить энергию и мысли человека, переживающего горе.
- В таких трагедиях задействованы и ваши коллеги - спасатели или пожарные. Часто ли им требуется психологическая помощь? И бывает ли, что опытные сотрудники МЧС России не выдерживают подобной эмоциональной нагрузки?

 - Да, бывает, отработав определенное время, а порой и долгие годы, сотрудник понимает, что эмоции его переполняют и он перешагнул определенный порог, за которым наступает эмоциональное выгорание. Оно может проявляться в том числе сухостью в отношениях с коллегами, друзьями и родственниками, агрессией, возникновением фобии. И нередко сотрудники сами обращаются к психологу, осознав, что самостоятельно не могут справиться с ситуацией… Предугадывая эти моменты, психологи проводят диагностику персонала, так называемое диагностическое обследование. Цель - выявить сотрудников, которым необходима психологическая профилактика. Психологи работают с личным составом индивидуально и в группах. Групповые методы работы – тренинги, в ходе которых мы разбираем возможные или реальные ситуации, выполняем упражнения. Индивидуальная форма работы - это  консультирования, в ходе которых мы также проговариваем в том числе личные моменты – ведь много времени мы проводим дома с семьями и волей-неволей на работе мысленно возвращаемся к домашним проблемам. Помогают и аппаратные методы - массажное кресло или антистрессовое кресло «Сенсориум». Ведь физическое расслабление ведет к психологическому восстановлению. А также обучаем методам саморегуляции, чтобы сотрудник МЧС мог регулировать свое психологическое состояние самостоятельно.

 - Вновь принятых сотрудников вы предупреждаете об эмоциональных потрясениях, которые сопровождают работу спасателей?

 - Безусловно, в процессе адаптации новых сотрудников мы говорим им об этом.  И не только мы, но и руководители подразделений, однако не все понимают то, с чем придется столкнуться… Бывает, к нам приходят физически очень крепкие мужчины, полагающие, что физическая подготовка позволит им справиться с эмоциональной нагрузкой. Но не всегда у них это получается… И в момент боевого крещения - как правило, это выезд на серьезное происшествие с человеческими жертвами - приходит понимание: то, что они привыкли видеть ежедневно в обычной жизни, совершенно не сходится с тем, что им только что пришлось пережить…

В этот момент и наступает внутренний перелом: человек осознает, что не готов к этому. И он увольняется… Да, в основном такие кандидаты отсеиваются еще на первоначальном этапе тестирования и профессиональной психодиагностике перед приемом на работу. Но некоторым на то, чтобы увидеть и прочувствовать, требуется время. Самый критичный период - первый месяц службы.

- Какой алгоритм действий вы рекомендуете коллегам после пережитой стрессовой ситуации? Что нужно делать?

- Говоря общими словами, мы советуем посвятить время развлечениям, отдыху… Все, что мы переживаем, и тяжелые моменты в том числе, откладывается в долговременную память во время сна. Чтобы пережитый стресс не отпечатался в нашей памяти и потом постоянно не напоминал о себе, надо нагрузить себя позитивной информацией – то есть переключиться на другие эмоции. И чем больше их будет - тем лучше. Именно они закрепятся и останутся в памяти.

Автор: Олеся Томашева

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (4812) 38-62-01
приёмная
8 (4812) 34-99-99
Единый «телефон доверия»
info@67.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)