Гражданской обороне – 84 года
4 октября отмечается 84 годовщина со дня образования Гражданской обороны, которая прошла большой путь становления и развития и представляет собой мощный сегмент национальной безопасности России.
4 октября 1932 года Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о Местной Противовоздушной Обороне (МПВО), с которого и началось создание системы Гражданской обороны страны. С тех пор гражданская оборона прошла несколько этапов своего развития. Впервые месяцы войны в формирования МПВО было привлечено почти всё трудоспособное население страны. К весне 1942 года практически каждый второй житель станы был обучен действиям в условиях возможного нападения противника.
МПВО сыграла неоценимую роль в ходе Великой Отечественной войны, значительно сократив потери мирного населения и предотвратив разрушения объектов народного хозяйства. Защищая население от налётов вражеской авиации и артиллерийских обстрелов, личный состав медико-санитарных, аварийно-восстановительных и противопожарных служб трудился, постоянно рискуя своей жизнью. Велась борьба с зажигательными бомбами, оказывалась помощь раненым и пострадавшим под обломками зданий. Всего за годы Великой Отечественной войны формированиями МПВО было обезврежено более 400 тыс. авиабомб и 3,5 млн. артиллерийских боеприпасов.
В период «холодной» войны, с возникновением угрозы применения потенциальным противником ядерного оружия и других современных средств массового поражения, потребовалось создать принципиально новую систему оборонных мероприятий по защите населения и объектов экономики от поражающих факторов вновь изобретённого оружия.
15 июля 1961 года Постановлением Совета Министров СССР местная противовоздушная оборона преобразована в гражданскую оборону. Систему общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время в целях защиты населения и объектов народного хозяйства от ядерного, химического и бактериологического оружия, а также в целях проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах возможного массового поражения.
Уроки чернобыльской катастрофы и других чрезвычайных ситуаций указали на необходимость проведения целого комплекса мероприятий по приведению гражданской обороны в соответствие с социально-экономическими преобразованиями, проводимыми в стране. Она становится самостоятельным ведомством в структуре исполнительной власти. Государственный комитет по чрезвычайным ситуациям получает статус Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Все это, естественно, не могло не отразиться на состоянии современной гражданской обороны и перспективах ее развития. Силы гражданской обороны, существующие с прошлого века, сохранены по сегодняшний день и представляют собой современные спасательные центры, а также организации гражданской обороны, научно-исследовательские институты, учебные заведения и территориальные органы МЧС России по субъектам Российской Федерации.
Как и прежде, среди приоритетов гражданской обороны, в первую очередь, остаётся обеспечение безопасности населения. А пожарно-спасательные подразделения, оперативные службы, отвечающие за безопасность граждан, продолжают работать в режиме постоянной боевой готовности.
Успешно развивается система оповещения населения, которая представляет собой сеть информационных центров, светодиодных экранов, плазменных панелей и устройств типа «бегущая строка». Они устанавливаются на улицах и пунктах информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей - торговых комплексах, стадионах, учебных заведениях, дворцах спорта и др.
Но не стоит забывать, что гражданская оборона является всенародным делом. Жители должны быть готовы к любым чрезвычайным ситуациям, знать, как правильно действовать, куда идти и как оказать необходимую помощь себе, своим близким или пострадавшему человеку. Поэтому подготовка населения к осуществлению задач гражданской обороны складываются из целого комплекса мероприятий. Наиболее важными из них, направленными непосредственно на защиту населения, являются обучение населения мерам защиты и оказанию само- и взаимопомощи, проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения.
В целях дальнейшего развития сил гражданской обороны в 2011 году на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны были сформированы спасательные воинские формирования МЧС России, определены их задачи, порядок применения, организация деятельности, порядок комплектования и подготовки. Спасательные воинские формирования стали соединениями постоянной готовности, их возможности по проведению аварийно-спасательных работ повысились в 1,5 – 2 раза, улучшилось их оснащение, повысилась мобильность, готовность к применению как в мирное, так и в военное время в существующей штатной структуре.
Гражданская оборона на современном этапе составляет часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны и предназначена для защиты населения, материальных и культурных ценностей Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах, или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства. Это положение исходит из конституционных прав и обязанностей личности, общества и государства по защите от внешних и внутренних угроз.
3 сентября 2011 года Указом Президента Российской Федерации № Пр-2613 были утверждены основы единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года.