Если хочешь стать пожарным

- «А чем мы сегодня будем заниматься?»,- спросила маленькая Маша преподавателя.

-Сегодня мы совершим настоящие путешествие! Прямо сейчас мы отправимся с вами в музей.

- «Нууууу…Это же скучнооооо», - расстроились дети.

«Вы не дослушали: это будет необычная экскурсия. Посмотрите внимательнее. Мы находимся на улице Урицкого. Видите это огромное здание? Здесь, в  Центре противопожарной пропаганды и общественных связей расположена пожарно-техническая выставка.

«Методист центра Полина Константиновна не только познакомит нас с историей пожарной охраны на Смоленщине, но и поможет нам  увидеть мир глазами спасателя, прикоснуться ко всем предметам, которые ежедневно окружают огнеборцев! Все можно будет потрогать и померить!», - продолжал преподаватель.

- «Это же очень здорово и безумно интересно! Пойдемте скорее!», - дети  наперегонки побежали ко входу, где их уже ждала Полина Панкова:«Здравствуйте, ребята. Вы, наверное, пришли ко мне с детской площадки 25 школы, верно?»

Да! А вы нам будете рассказывать про пожарных?»- нетерпеливо ждали начала экскурсии школьники.

-И не только. Пойдемте наверх, сейчас вы сами все увидите.

«Огонь издревле идет рука об руку с человеком. Иногда выступая его союзником и помощником, а иногда - и злейшим врагом, уничтожающим целые города. Но есть и те, кто посвятил свою жизнь защите людей от огненной стихии», - с этих слов началось знакомство детей с первым залом, рассказывающим о появлении огня в жизни человека, а также об истории развития пожарной охраны на Смоленщине.

«А кто этот человек на фото?»,- не скрывали своего любопытства маленькие почемучки.

«Это граф Александр Дмитриевич Шереметье , первый пожарный добровольц в России. Именно он стоял у истоков пожарного волонтерства в России и на Смоленщине,  - поясняет методист Центра, -на свои средства граф учредил две образцовые пожарные команды в имениях «Высокое» Вяземского уезда Смоленской губернии и «Ульяновке» под Санкт-Петербургом. А для широкого распространения знаний о пожарном деле Шереметев даже основывал специальный журнал».

Не осталась без внимания и работа пожарной охраны во времена Великой Отечественной Войны, когда наравне с солдатами огнеборцы спасали людей и тушили полыхавшие пожары от вражеских налетов.

Одновременно поразила и ужаснула детей модель одного из самых больших и страшных пожаров на Смоленщине, который произошел в городе Ярцево 23 января 1882 года. Как можно ближе подойдя к диораме, ребята пытались вообразить себе те страшные события, когда разрушительная стихия практически уничтожила здания мануфактурной фабрики, а человеческая беспечность повлекла гибели людей.

Ребята еще долго рассматривали медали героев пожарной охраны, мерили старинные пожарные каски и детально изучали модель  2-цилиндрового поршневого насоса, но нужно было переходить в следующий зал.

«А разве экскурсия еще не закончена?», - удивленно спросили ребята.

«Конечно нет, - ответила с улыбкой Полина, пойдемте, - впереди еще много всего интересного!».

В зале пожарно-технического вооружения методист на примере экспонатов рассказала ребятам, чем опасны игры с огнем. А с помощью макета «Трех комнат» разъяснила, как правильно действовать во время пожара.

- «А что это за огромная повозка?»

- «Это - конно-бочечный ход линейной тяги. Раньше он выполнял роль пожарной машины. Смотрите:

«…По сигналу наблюдателя, дежурившего на каланче, к месту пожара сразу же верхом на коне во весь опор мчался вестовой, чтобы расчистить дорогу пожарному обозу и громкими звуками трубы известить людей о грозящей беде. Следом за ним устре­млялся всегда бывший наготове конный ход первой помощи, а вдогонку - специальные экипажи: линейки с пожарными, водя­ные бочки-водовозки, телеги с лестницами, шанцевым инстру­ментом, пожарными трубами. Успех пожаротушения зависел от того, насколько быстро прибудет к месту возгорания конный ход первой помощи и начнется подача воды в очаг возгорания. Время прибытия первых пожар­ных должно было укладываться в несколько минут. Поэтому созданию этих транс­портных средств уделялось большое внимание».

В начале XX в. конный ход первой помощи, как правило, был двух типов. Если около загоревшегося строения находился естественный водоем, то высылался насосно-линеечный кон­ный ход, а если нет, то насосно-бочечный. Примчавшись к огню, шестеро пожарных действовали с предельной быстро­той. Одни снимали насос, другие соединяли его с рукавами - заборным, опускаемым в водоем, и пожарными, соединяемы­ми со стволом и стендером, который устанавливался на под­земный гидрант, если к дому был подведен водопровод. Двое самых сильных сразу же начинали качать воду ручным насо­сом. Их товарищ устремлялся к пламени и из ствола заливал его водой. Трое других, при необходимости пользуясь лестни­цами, проникали в помещения, разгребая завалы баграми и ломами. Через несколько минут подъезжал весь пожарный обоз, и борьба с огнем усиливалась».

«А как выглядят лестницы», - из толпы школьников пробрался совсем маленький мальчик.

«Вот, смотрите. Это как раз макеты пожарных лестниц»

«А как забираться по такой палочке?»

«А у этого вида лестницы есть свой секрет: она  состоит из двух параллельных тетив, шарнирно соединенных опорными ступеньками.Лестница-палка – ручная складная лестница, используется внутри сооружений, для спасателей, которым нужно попасть в дома через окна. Как вы заметили, в сложенном виде похожа на палку с округленным окончанием, это дает возможность применять ее для отбивания чего-либо со стен при пожаре».

После изучения всех макетов, ребята рассмотрели пожарное оборудование и примерили боевую форму: каски, краги и огромные ботинки вызывали огромный интерес посетителей.

После второго зала ребята побежали рассматривать кубки и грамоты, полученные личным составом Главного управления МЧС России по Смоленской области.

«Теперь мы точно знаем все об этой профессии!», - радовались гости.

«А как же пожарная сигнализация?», - с улыбкой спросила методист,- «Вы знаете, как она работает? Тогда пойдемте скорее в следующий зал». После демонстрации системы пожарной сигнализации и рассказа об автоматических способах тушения пожара на крупных предприятиях, в цехах, на складах, дети  отправились в следующий зал, где узнали о работе всех подразделений МЧС России, примерили спасательные жилеты и даже отправились на задание на «пожарном поезде!»

«Если хочешь  стать пожарным, нужно обязательно посетить такой музей!- Ведь каждый спасатель должен хорошо знать историю пожарной охраны! Как хорошо, что мы побывали здесь, можно мы придем еще раз?»

«Конечно, я очень рада, что Вам понравилось у нас в гостях. Приходите еще, мы с нетерпение будем Вас ждать!».