О правилах спасения из воды и не только

Солнце, воздух и вода являются источником закалки и укрепления здоровья человека. Однако нарушения правил поведения при нахождении у водоемов влекут за собой тяжелейшие последствия. Необходимо не только уметь хорошо плавать, но и соблюдать меры безопасности на воде и уметь оказывать помощь пострадавшим. Особенно опасно нахождение у воды детей без присмотра взрослых. О правилах безопасности на воде подрастающему поколению должны рассказывать не только учителя и родители, но и те люди, кто каждый день работает в этом направлении, кто спасает людей, рискуя своей жизнью. Регулярно сотрудники ГИМС МЧС России приезжают в школы, чтобы рассказать детям о том, как правильно вести себя у воды зимой. Сегодня подобная встреча состоялась в средней школе № 32 имени С.И. Лавочкина города Смоленска.

«Дорогие ребята, в области уже выпал первый снег, а на речках и озерах начинает появляться тонкий лед. Этот период - самое опасное время не только для детей, но и даже для взрослых, которые беспечно выходят на водоемы и рискуют провалиться в холодную воду», - начал урок государственный инспектор по маломерным судам Александр Владимирович Гаврилов

«Ну во-о-от,- вздохнул Сережа, - опять будем слушать правила. Может в «Морской бой поиграем?».

«Ты что, с ума сошел?- соседка по парте удивленно повернулась в сторону собеседника,- это важные правила, которые помогут нам, если случится беда. А ее здесь нам не только расскажут правила, но и покажут, что нужно делать в подобных ситуациях, ясно?»

«Эй, вторая парта! Ш-ш-ш! Не слышно ничего из-за вашего бубнения!» - Оля - невысокая девочка, сидящая на передней парте, как раз перед Сережей, недовольно насупила брови, поправила косички и отвернулась.

Инспектор продолжал урок: «Три правила, которые вы должны запомнить: предвидеть опасность, избежать опасность, действовать».

«А что делать-то? Нам же страшно будет», - послышался голос с задних парт.

«Сейчас мы все узнаем, - подмигнул инспектор, - для начала давайте разделимся на две группы и устроим викторину!».

Школьникам рассказали о работе инспекторов ГИМС МЧС России, после чего началась викторина, где с каждой командой особое обсуждалась безопасность в период образования и становления льда. Ребята отвечали на вопросы из викторины и разбирали практические ситуации. Также Александр Гаврилов рассказал ребятам, что, как бы ни хотелось испробовать на прочность первый лед, ни в коем случае нельзя этого делать, чтобы не оказаться в ледяной воде.

«Необходимо не только соблюдать правила безопасного поведения, но и знать, как действовать в том случае, если ты сам или твой товарищ провалится в воду. Алгоритм действий должен быть примерно следующим: не паниковать и звать на помощь, голову при этом держать высоко над поверхностью воды; как можно быстрее избавиться от верхней одежды и мокрой обуви; по возможности, не обламывать кромку льда, навалившись на нее грудью; на лед следует вылезать медленно, без резких движений, ползком».

«Я понял!, - закричал Сергей, - если я увижу, что Машка тонет, -мальчик кивнул в сторону соседки по парте, - то я сразу побегу к ней!».

«Ни в коем случае. Следует соблюдать предельную осторожность.  Так, ползти к пострадавшему следует по-пластунски, предварительно сообщив о том, что идете на помощь. Нельзя приближаться к краю полыньи и протягивать руку. В этом случае кромка льда, вероятнее всего, не выдержит, и вы сами провалитесь. Лучше воспользоваться веревкой, шарфом, доской, палкой – одним словом, любым подручным средством. И уже затем осторожно вытягивать человека без резких движений. Запрещается вставать на ноги – перемещайтесь ползком либо перекатывайтесь»,- продолжал Александр Владимирович.

«А что делать, когда мы вытащили человека?»,- не отрывая глаз от учителя, спросила Оля.

«Первая помощь пострадавшему заключается в том, чтобы согреть его, переодеть в сухую одежду, дать горячее питье и сахар» - ответил сотрудник ГИМС.

После окончания викторины ребятам продемонстрировали спасательные средства, а также показали видеоматериалы о правилах безопасного поведения на водоемах в осенне-зимний период:

- Конец Александрова изготовляют из капронового или пенькового троса длиной до 30 м, окружностью 10-25 мм. На одном конце находится петля, на которой закреплено два еловых или сосновых поплавка. Они имеют форму плоских кругов, окрашенных в красный цвет. На конце петли крепят груз весом 250-300 г, представляющий собой хлопчатобумажный мешочек, набитый песком или мелкой крошкой и покрытый оплеткой из пенькового беленого линя. На грузе делают малую петлю, с помощью которой его крепят к большой петле. На другой стороне конца делается петля меньших размеров, которая надевается на руку спасателя. При испытании на прочность трос должен выдерживать нагрузку не менее 180 кг.

- А как им пользоваться?

- При подаче конца Александрова пострадавшему спасательное средство надевают на кисть левой руки, этой же рукой одновременно берут и сам конец, собранный шлагом, при этом  в правой руке должна находиться петля с поплавками и грузом с четырьмя-шестью шлагами. Сделав два-три круговых размаха, бросают конец вперед вверх по направлению к утопающему. Ухватившись руками за поплавки, пострадавший надевает петлю через голову под руки, после чего спасатель легко подтягивает его к шлюпке или к берегу.

В заключение ребятам напомнили телефоны службы спасения. Мальчишки и девчонки получили памятки по правилам поведения на воде. Было видно, что детям очень понравилось такое познавательное мероприятие, и они долго не отпускали спасателя. Встреча оказалась интересной для всех:

«Прости, Маша, ты была права. Эти знания необходимы каждому из нас. И урок действительно был очень интересный!»,- закинув портфель на плечо, Сережа упустил глаза вниз.

Девочка, улыбнувшись, ответила: «Главное, что теперь мы точно знаем, как спасти себя и помочь утопающему».