Эксклюзивное интервью со смоленским огнеборцем ко Дню пожарной охраны
Корреспонденты Readovka67 побывали на дежурстве в подразделении Ивана Ляпуна
Сегодня, 30 апреля 2024 года, мы поздравляем наших огнеборцев с 375-летием пожарной охраны России. Readovka67 давно и плодотворно сотрудничает с региональным Управлением МЧС России: интересные интервью, участие в учениях, новости с происшествий. Каждый день мы наблюдаем героический труд наших пожарных и их преданность делу. И несмотря на то, что работа у спасателей сложная, они всегда приветливы с журналистами, открыты к общению и взаимодействию. Накануне мы познакомились с Иваном Ляпуном – заместителем начальника службы пожаротушения, майором внутренней службы, настоящим профессионалом, у которого, символично, сегодня еще и день рождения.
С пожарным мы провели практически половину его дежурных суток: находились в части и посетили очередные важные тактические учения. Несмотря на то, что ситуации в течение дня складывались разные, Иван Александрович всегда сохранял продуктивное спокойствие и радовал окружающих своей светлой «гагаринской» улыбкой. Поэтому первым вопросом во время большого интервью стал вопрос о секрете такого душевного равновесия, сохраняемого в весьма стрессовых внешних условиях.
«Такой у меня склад характера, наверно. Ну и тренировки с молодости, когда занимался спортом. Стараюсь не нервничать. Чрезмерные эмоции, которые мы проявляем в период стресса, мешают работать. Только со спокойной головой, спокойным разумом ты можешь выполнять поставленную задачу. В противном случае – сделаешь очень много ошибок», – ответил Иван.
На службу в пожарную охрану он поступил 17 лет назад – 2 февраля 2007 года. Сказал, что буквально случайно:
«Обучался тогда в аспирантуре Смоленского государственного института спорта. Мне показалось, что у меня много свободного времени. Решил, что надо работать, и что имея высотную подготовку, вполне могу стать спасателем. Пришел на собеседование, посмотрели, сказали, что буду работать в пожарной охране».
– Никогда не жалели о таком выборе профессии?
«Вопрос интересный. О том, что работаю здесь – не жалел. Но, возможно, случались физически или эмоционально сложные моменты, когда жалел, что нахожусь в какой-то конкретный момент, в определенном месте. Но уже после, когда осознавал, что сделал – не жалел».
Одним из последних сложных пожаров, во время которых, наверно, можно было пожалеть о выборе профессии, стал пожар в Руднянском районе, в Голынках.
«Связи от подразделения не было, поехали просто посмотреть. Оказалось, что требуется наша помощь, запущенный пожар был. Поработали на славу. После этого случайного, можно сказать, выезда головные боли мучали еще месяц».
Пожарный – это такая профессия, которая сказывается на человеке и его повседневной жизни. Не раз мы слышали от ребят, что, например, спать крепким сном они уже не умеют – просыпаются даже от минимального шума, готовые действовать. Кроме того, чаще чем обычным людям, им приходится сталкиваться с трагедиями и смертью, что заставляет смотреть на жизнь уже иначе.
– Какими бы профессионалами ни были наши спасатели, люди на пожарах все же иногда гибнут. Как вы переживаете такие моменты?
«Можно сравнить нас с хирургами или патологоанатомами, например. Они тоже, наверняка, долго привыкают к тому, что им приходится сталкиваться со смертью. Но привыкают. Для нас – это работа. Такой поток. Если каждую гибель пропускать через себя, то с этим будет действительно тяжело справиться, тяжело с этим жить.
И потом, на пожаре каждый человек для нас живой до последней минуты. Даже если кажется, что это просто тело – для нас оно живое. Можно сказать, что на гибель мы не обращаем внимания, потому что мы спасаем всех. Погиб человек, не погиб – мы спасаем всегда. Дальше работают медики».
– Я знаю, что животных вы тоже стараетесь спасать.
«Обязательно! Спасаем. И тоже, даже когда кажется, что питомец уже мертвый, выносим. Случай: котенка недавно вытащили, вроде бы задохнувшегося. Спасли, откачали. Животные ценны для людей».
На вопрос о том, что самое сложное в работе пожарным Иван Александрович ответил не задумываясь – физическая нагрузка.
«У нас тяжелое оборудование и его много. Сложные моменты, такие, например, как подъем на верхние этажи, в условиях, когда нельзя пользоваться лифтами. Во время такой физической нагрузки эмоциональная отступает».
Помимо физических препятствий, которые приходится преодолевать огнеборцам, на пожарах присутствуют еще люди: попавшие в беду, они часто впадают в панику.
«Панику надо гасить, убирать. Есть способы. Иногда на пожаре я одного человека ставлю для того, чтобы он работал с людьми – успокаивал. После шокового состояния, большого всплеска адреналина, у пострадавшего наступает тяжелая апатия. Вплоть до того, что сознание теряет человек. Если вовремя погасить шок, то проблема с апатией будет решена. На происшествиях работает, конечно, и наша психологическая служба».
При этом люди, которые являются просто сторонними наблюдателями, часто пытаются вмешиваться в непростой процесс работы спасателей. Смолянам иногда кажется, что они могут разбираться в тушении лучше профессионалов.
– Часто сталкиваетесь с непониманием и упреками от граждан?
«Конечно! Почему мы так долго, почему не туда, почему без воды приехали, почему медленно работаем, почему именно так, а не иначе и прочее. Все, конечно, могут совершать ошибки. Но хотелось бы, чтобы люди понимали: мы много обучаемся и учим наших сотрудников, чтобы они делали свою работу правильно.
Элементарные примеры: на любой пожар служба приезжает к главному входу, а пожар может быть с другой стороны. Люди начинают говорить: почему вы приехали к подъезду, а не с другой стороны? Как по тактике правильно так, так и приехали. Почему вода закончилась? Приехали без воды, говорят. Да потому что воды хватает, если хорошо подать ствол, в лучшем случае на 10 минут. Дальше будут задействованы другие сети водоснабжения.
Я работаю со своими ребятами над тем, чтобы они не обращали внимания на сторонних наблюдателей. Они приехали выполнять задачу – они выполняют, слушают только руководителя».
Отношения в коллективе – это отдельный, важный аспект в работе. Чтобы решать сложные задачи в экстремальных условиях пожарные должны быть настоящей командой. Достигнуть взаимопонимания, в силу того, что в коллективе работают взрослые люди, с устоявшимися характерами и мнениями, бывает нелегко.
«Вначале я был обыкновенным пожарным. Все было хорошо и весело, у меня был начкар – мой наставник. Три года легко отработал. Потом я аттестовался на начальника караула и начались проблемы. У меня 21 человек в команде был. Разновозрастные люди с разными характерами: сложно сплотить. Признаюсь, у меня не получалось. А нужно, чтобы коллектив работал как слаженный организм».
– У вас есть какие-то секреты как сделать так, чтобы «заработало»?
«Тут один секрет – работать с каждым по отдельности. Учитывать проблемы и интересы каждого. Признаюсь честно: в первый год я подумывал как бы закончить. Настолько устал. Помогло время: в первые полгода – понимаешь, что ты не справляешься, через год – понимаешь, что начинаешь привыкать, через полтора года – понимаешь, что у тебя начинает получаться. Результат был достигнут упорством и терпением. Даже когда ты понимаешь, что бессилен, все равно берешь и делаешь».
Сейчас Иван Ляпун – старшее оперативное должностное лицо – второй руководитель тушения пожаров (РТП): приезжает на вызов за начальником караула и принимает на себя руководство.
«Мы выполняем все задачи, которые касаются непосредственно вызова. Занимаемся подготовкой личного состава, ездим на занятия, на учения, разрабатываем их, принимаем зачеты, смотрим организацию службы подразделений: как они подготовлены, как у них караул подготовлен, иногда решаем проблемы караула».
Отдыхает Иван Александрович, занимаясь спортом. Предпочтение отдает мужскому виду – хоккею. В рабочем шкафчике хранятся клюшки и другая амуниция. В подразделении десять человек – пять из них играют в хоккей.
«Сейчас мой любимый спорт – хоккей. Занимаюсь уже пять лет, есть успехи. До этого было скалолазание, техника горного туризма: отработка спасработ, преодоление дистанций глубинных, высотных и непосредственно спасработы на них. В скалолазание пришел из фехтования. До этого было плаванье.
В пожарной охране познакомился с таким спортом как прикладной вид спорта, который включает в себя штурмовую башню, стометровую полосу препятствий – когда с пожарными рукавами преодолеваешь препятствия: забор, бум и подключаешься к разветвлению, финишируешь со стволом».
Особая улыбка появляется на лице пожарного, когда он говорит о семье. Иван Александрович – дважды папа: сыну 10 лет, дочке 1,5 года.
– Сын хочет пожарным стать?
«Явных предпочтений пока у него не слышал. Он такой своеобразный у меня. У него много идей».
Сын Ивана, конечно, бывал на работе у папы, уже не раз катался на пожарной машине и посещал с классом музей МЧС, в котором висит фото отца.
– Вы были бы не против, если бы он захотел выбрать эту профессию?
«Был бы не против. Главное – понимать эту работу правильно, для чего ты сюда приходишь».
– А вы для чего?
«Когда ты отдежурил и не произошло, допустим, ни одного пожара или если произошел пожар и никто не погиб, появляется чувство, что ты что-то правильно сделал. Изо дня в день ты делаешь что-то хорошее. Если есть результат – это правильное дело, и это замечательно».
Иван Александрович признался, что он счастливый человек. Впрочем, видя его светлую улыбку и отношение к окружающим людям на протяжении всего дня, в этом у нас не было никаких сомнений. Сегодня, в день рождения огнеборца и День пожарной охраны редакция благодарит его за нелегкий труд на посту, желает исполнить мечты о путешествиях и новых спортивных успехах, сохранить на долгие годы жизнерадостность и крепкий боевой дух.
Источник: https://readovka67.ru/news/189673